Как сделать продовольствие доступным для малоимущих

0
2

Как сделать продовольствие доступным для малоимущих

Постоянно появляются новости о росте цен на продукты, о мерах по его сдерживанию, о возможных последствиях такого регулирования. Не совсем ясна цель всей этой активности. Да, хорошо, что вводится постоянный мониторинг цен на потребительские товары и услуги. Появится системный механизм для прогнозирования рисков подорожания значимой продукции. Но станет ли россиянам легче от этого мониторинга и, возможно, даже от сдерживания цен, если доходы будут падать? Инфляция волновала наших граждан и раньше. Президент же в декабре 2020 года четко сказал, что важны не цены сами по себе, а доступность продуктов. Заморозка цен на сахар и подсолнечное масло вряд ли серьезно повлияла на благополучие людей. В начале февраля мы определили стоимость годового набора продуктов на одного человека (по рациональным нормам потребления, рассчитанным в Минздраве РФ), взяв цены с сайтов крупных торговых сетей. Стоимость такого набора в Москве — 95627 рублей. Доля сахара и подсолнечного масла — два процента, или 1873 рубля. Меньше уйдет только на соль. Тем временем на мясные и молочные продукты приходится около половины расходов: 27100 и 21 тысяча рублей на человека в год. И их стоимость продолжает расти. Недавно мясопереработчики попросили торговые сети повысить закупочные цены для них на 10-15 процентов. А их коллеги-молочники подсчитали, что себестоимость производства молока в 2020 году выросла на 18 процентов.

Почему бы сначала не заняться тем, что во многом определяет себестоимость продуктов, — например, тарифами на топливо и электроэнергию? Для аграриев они высоки и растут быстрее, чем цены на сельхозпродукцию. Этот диспаритет — давняя проблема АПК. Хотя, казалось бы, проще регулировать цены на рынке энергоресурсов (в силу его большей монополизированности). И таким образом существенно влиять на стоимость товаров из других групп.

В Госдуму внесен законопроект о регулировании цен на продовольственные товары первой необходимости. В пояснительной записке не представлена основная цель его введения. Даже если все будет идти в полном соответствии с предложениями депутатов, это не гарантирует, что установленная цена будет доступна для малоимущих.

Есть опасения, что к предлагаемым нововведениям быстрее всего приспособятся крупные торговые сети. Они переложат свои издержки на переработчиков и сельхозтоваропроизводителей, а те, в свою очередь, будут вынуждены включать эти расходы в себестоимость. Крестьяне и переработчики снова окажутся в невыгодном положении. А больше всех пострадают магазины, и так работающие с небольшой наценкой, — например, в отдаленных селах.

Если крупные торговые сети переложат свои издержки на переработчиков и сельхозпроизводителей, они будут вынуждены включать эти расходы в себестоимость

Нужно исходить из того, что главное — обеспечить доступность продовольственных товаров первой необходимости, а не удержать цены на определенном уровне. Госрегулирование можно рассматривать как инструмент предотвращения необоснованного (спекулятивного) роста цен на базовые продукты питания. Их перечень может утверждаться правительством РФ. При этом нужно установить понятные критерии обоснованности роста цен.

Учитывая значительную долю небогатого населения, а также то, что в основном это семьи с детьми, целесообразно развивать прежде всего внутреннюю продовольственную помощь. Это позволило бы быстро обеспечить доступность продуктов питания для наиболее нуждающихся граждан.

Сейчас приоритетными считаются мероприятия долгосрочного характера, направленные на комплексную поддержку семей: социальный контракт, переобучение, содействие в трудоустройстве. При этом пункт 6 дорожной карты по реализации Доктрины продбезопасности России предполагает разработку мер поддержки наиболее нуждающихся слоев населения (беременных и кормящих женщин, детей, граждан, находящихся в учреждениях соцсферы) продуктами здорового питания. Информации о работе по исполнению этого пункта пока нет.

К сожалению, дискуссии вокруг цен на продукты, их сдерживания, введения продуктовых карточек временами напоминают спекуляции на болезненной теме. Они будут продолжаться до тех пор, пока не будут приняты действенные меры.

У Общественной палаты есть предложения на этот счет, которые поступят в правительство РФ, Совет Федерации и Госдуму. В частности, мы считаем необходимым в кратчайшие сроки разработать программу продовольственной помощи нуждающимся беременным и кормящим женщинам, а также детям. Начать реализацию можно в 20 пилотных регионах.

При этом целесообразно комбинировать несколько подходов. Например, выдавать наиболее нуждающимся группам граждан специальные сертификаты (или карты, в том числе виртуальные) на приобретение продовольственных товаров первой необходимости — отечественного производства. В то же время организовать социальные столовые, предоставлять продуктовые наборы. Нужна и система сбыта продукции малых форм хозяйствования, исключающая возникновение больших наценок. Это могут быть специализированные торговые сети, муниципальные магазины, рынки и объекты нестационарной торговли.

Грамотно настроенная программа продовольственной помощи позволит не только обеспечить доступность качественных продуктов, но и окажет благоприятное воздействие на экономику в целом. Она стимулирует создание рабочих мест, рост производства, увеличение налоговых поступлений.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here